Над водоемом

Метеорный поток

Одно из красивейших и интереснейших космических явлений – метеорный поток. Многие наблюдатели полагают, что видят в ночном небе падающие звезды. Взрослые восхищаются зрелищем, дети загадывают желание. В действительности метеорный дождь не имеет никакой связи со звездами, его происхождение связано с кометами.

Что такое метеорный поток

Единица метеорного потока – метеор (с греческого «небесный») – небольшой кусок астероида или кометы, на сверхскорости (до 80 км/сек) вторгшийся в земную атмосферу, сгоревший в ней с образованием светящегося следа на небе. Фактически метеоры – космический мусор.

Когда метеоры движутся в земной атмосфере, они загораются из-за огромной температуры, возникающей при трении поверхности небесных тел об атмосферные газы. Загоревшись, метеоры становятся видимыми земному наблюдателю, воспринимаются как звездопад.

Над водоемом

Период горения метеоров короткий. Обычно, имея небольшой размер, они полностью сгорают в атмосфере, не достигнув планетарной поверхности. Но более крупные объекты могут сгореть и распасться в атмосферном слое не полностью, они падают на землю, получая название метеоритов.

Появление отдельных метеоров и метеорных потоков возможно в любое время года. Но определенные дожди из кометного мусора возникают ежегодно в конкретный отрезок времени и наблюдаются людьми уже на протяжении целых веков и тысячелетий:

1. Аквариды (25 апреля – 20 мая) – метеоры от кометы Галлея. Средняя плотность падения – 35 объектов в час.
  2. Дракониды (в середине октября) – от кометы Джакобини-Циннера. Радиант в «головной» области созвездия Дракона.
  3. Лириды (конец апреля) – от кометы Тэтчера. Радиант между Лирой и Геркулесом. Возраст существования – 2500 лет.
  4. Квадрантиды (начало января) – происхождение неустановленное. Радиант в Волопасе, ближе к Геркулесу и Дракону. Название ежегодного узкого метеорного потока Квадрантиды связано с несуществующим ныне созвездием Стенного Квадранта, располагавшимся в указанной части неба.
  5. Джеминиды (середина декабря). Радиант около Кастора – бета-звезды Близнецов. У орбиты потока уникальный радиус перигелия (ближайшей к Солнцу точки) – лишь 0,14 а.е.
  6. Ориониды (15 – 28 октября) – от кометы Галлея. Радиант в Близнецах, ближе к Ориону.
  7. Леониды (в середине ноября) – от кометы Темпеля-Туттля. Исход из «головной» части созвездия Льва.
  8. Звездопад Персеиды (25 июля – 20 августа) – самый интенсивный и красивый, связанный с кометой Свифта-Туттля. Исход вблизи эта-звезды Персея. Плотность падения – до 100 объектов в час.
  9. Тауриды (15 сентября – 30 ноября). Радиант двойной, находится в Тельце.
Персеиды

Что такое радиант метеорного потока

Поскольку космические тела движутся в сторону земной поверхности почти параллельно друг другу, то находящемуся на Земле наблюдателю кажется, будто звездный дождь исходит из определенной точки на небе. Эта небесная точка и называется радиантом.

Радиант

Обычно метеорные дожди называют именем созвездия или конкретной звезды, находящейся в области исхода. К примеру, радиант Леонид находится во Льве, Драконид – в Драконе.

Как возникают метеорные потоки

Происхождение метеорных потоков связано с кометами, разрушающимися при приближении к Солнцу и оставляющими после себя твердые частицы – космическую пыль. Когда земная и кометная орбиты пересекаются, наблюдатели с поверхности планеты видят «падающие звезды» – пыль, движущуюся по орбите хвостатой небесной гостьи.

Комета

Чтобы понять, почему происходят звездные дожди, нужно представлять особенности вещественного состава и орбиты комет. Кометная орбита очень вытянутая: в перигелии объект интенсивно облучается Солнцем, в афелии (наиболее дальней от светила точке) степень облучения низкая. Когда космическое тело, состоящее из льда, камня и пыли, приближается к Солнцу, его структура начинает разрушаться. Пылевые частицы и обломки камня выбрасываются в хвостовую часть, остаются шлейфом на орбите.

Когда планета Земля в своем движении натыкается на этот шлейф, то с ее поверхности наблюдаются метеорные потоки. Они имеют разную интенсивность, поскольку активность разрушения кометного вещества неодинакова на разных этапах приближения к Солнцу.

История наблюдений

Современное оборудование астрономических обсерваторий позволяет подробно наблюдать космические потоки во всей красе. Однако явление само по себе визуально выражено, поэтому доступно для наблюдения невооруженным взглядом. За метеорными дождями наблюдали с древнейших времен, накоплено огромное количество астрономических сведений. Благодаря четкой визуализации потоков на небе, ученым прошлых веков удалось выявить связь между метеорами и кометами, определить орбиты большинства кометных следов.

Звезда

Открытие кометно-метеорной связи принадлежит итальянскому астроному Джованни Скиапарелли. Ученый, в августе 1866 года наблюдая за Персеидами, отметил, что орбита метеорных частиц подозрительно близка к орбите недавно открытой кометы Свифта-Туттля.

Связь комет и метеоров подтвердили Ньютон и английский ученый Адамс. Ньютон изучал сведения об интенсивном «звездном дожде», исходящем из созвездия Льва, наблюдавшемся в 1799 и 1833 годах. Он предположил, что явление повторяется через каждые 33 года, предсказал возобновление в 1866 году. Предсказанное сбылось в ноябре 1866 года. Адамс определил орбиту Леонид и выяснил, что она аналогична орбите кометы Темпеля-Туттля.

Наблюдение за красивым небесным явлением – задача несложная, доступная для любого желающего. Чтобы увидеть крупные потоки, не нужны телескопы. Главные условия – безлунная ночь и отсутствие поблизости других источников освещения. Оптимальный период для наблюдений – лето, когда в небе отмечается большое количество слабых и сильных потоков, в том числе завораживающие ежегодные Персеиды.

error: Content is protected !!