Колея

Распутица

Приход весны ассоциируется не только с ярким солнцем, журчанием ручьев и распусканием почек, но и с грязью на дорогах, огромными лужами, в которых увязают автомобили. Такие проблемы на дорогах называются распутицей, отмечаются не только в весенний, но и осенний период. От явления страдают не только автомобилисты, но также добывающие, лесозаготовительные, сельскохозяйственные компании, поскольку добраться до места работы становится невозможно.

Что такое распутица?

Распутица – это период года, при котором грунтовые дороги становятся недоступными для проезда автомобильного транспорта вследствие сезонных особенностей погоды. Явление отмечается преимущественно в странах Восточной Европы и Скандинавского полуострова.

Колея

На возвышенных местностях проблема менее выражена, чем в низменностях. Особенно сильно разрушаются дороги, пролегающие через заболоченные территории.

Распутица происходит в разные сроки:

  • весенняя – с середины марта и почти весь апрель;
  • осенняя – с середины октября и до конца ноября.

Причины возникновения

Весной распутица наступает потому, что тает снег, а осенью потому, что идут сильные дожди.

В первом случае явление отмечается, когда после исчезновения снежного покрова начинает оттаивать поверхностный слой грунта. Наибольший уровень затопления дороги фиксируется, когда грунт оттаивает на глубину до 30 см. Ситуация усугубляется, если идут обильные весенние дожди. Вода уходит, когда глубина просыхания поверхностного грунтового слоя достигает 20 см.

Размытая дорога

Осенняя распутица начинается, когда среднесуточная температура воздуха опускается до +5°C, из-за чего сокращается испарение почвенной влаги, а сильные осенние дожди в избытке насыщают верхний грунтовый слой водой. Дороги возвращаются в нормальное состояние, когда устанавливается устойчивая отрицательная температура, в результате чего верхний слой грунта замерзает. Машины, в том числе грузовые, могут ехать без проблем, когда глубина промерзания грунта достигает 15 см.

Последствия

Распутица для дорожных служб – огромная проблема, к которой необходимо готовиться загодя, чтобы избежать серьезных последствий.

В период распутицы возникают следующие проблемы:

  • разрушение дорожного полотна;
  • нарушение транспортного сообщения между населенными пунктами (небольшие дальние села оказываются изолированными от большого мира);
  • увязание транспортных средств в грязи (во многих случаях, чтобы вытащить автомобиль из густой жижи, приходится приложить много времени и сил);
  • затруднение в передвижении пешеходов;
  • разрушение мостовых опор и прочих придорожных объектов из-за размыва грунта;
  • торможение деятельности добывающих, фермерских, лесозаготовительных компаний (работники в лесной, болотистой, сельской местности просто не могут добраться до места работы).

Застрявший автотранспорт

В 1965 году во Франции из-за несвоевременного реагирования на проблему было разрушено 70 тысяч км дорог из 80 тысяч км существовавших в стране на тот момент. Это привело к значительным финансовым затратам.

Чтобы не столкнуться с подобной проблемой, дорожные службы стараются своевременно подготавливаться к тяжелому осеннему и особенно весеннему периоду: проверяют спецтехнику, отправляют ее в районы, где наиболее вероятен размыв грунта, заготавливают песок и галечный материал для покрытия проблемных участков дорожного полотна, укрепляют дорожные насыпи, мостовые опоры и конусы. Обязательная предупредительная мера – ограничение движения большегрузных автомобилей на определенных участках дорог до окончания распутицы.

error: Content is protected !!