Результатом совместного действия холода и высокой влажности в атмосфере является образование льда. Для авиации, морских судов и других механизмов образование наледи представляет значительную угрозу: теряется сцепление с поверхностью, увеличивается вес техники, что грозит неотвратимой катастрофой, если не принять меры.
Что такое обледенение
Обледенение – это образование наледи на поверхности дорог, взлётных полос аэродромов, корпусах кораблей, самолётов и т.д. Существуют 3 вида низкотемпературных отложений: лёд, изморось, иней. Данные явления образуются из капель влаги, находящихся в атмосфере, путём сублимации при отрицательных температурах воздуха.
Ледяная корка, покрывающая самолёт, ухудшает аэродинамические характеристики и лётные качества воздушного судна. Нарушается устойчивость, управление перестаёт слушаться, увеличивается сопротивляемость встречным потокам. Может произойти остановка двигателей, выход из строя навигационных приборов и устройств связи. Такие неполадки могут спровоцировать катастрофу.
Морские суда также подвержены образованию ледяного слоя на надводных частях корабля: палубе, мостике, шлюпках, мачтах, агрегатах. Обледенение приводит к потере радиосвязи с судном, перестают работать локаторы, плавучесть и управляемость корабля замедляется. Угрозе подвержены все суда, особенно те, у которых небольшое водоизмещение и низкие борта. Потерпевшие за последние полвека катастрофу корабли чаще всего имели длину менее ста метров. Это были транспортные, промысловые суда, которые ходили в районах наибольшего риска обледенения.
Чем опасно обледенение
Самолёты с турбовинтовым двигателем имеют самую высокую опасность обледенения. Наиболее уязвимая их часть – хвостовой стабилизатор. При “разбеге” самолёта по взлетно-посадочной полосе противообледенительная жидкость с небольшими льдинками забивается между стабилизатором и рулем высоты. В результате теряется угол взлёта, самолёт не может подняться в воздух. Самое страшное то, что смещается центр тяжести, уменьшая устойчивость воздушного судна. Это может привести к опрокидыванию самолёта.
Покрытие льдом кораблей не менее опасно. Особенно подвержены данному явлению траулеры. Из-за обледенения происходит увеличение веса и осадки судна, что может привести к его затоплению. Ледяной нарост образуется на мачтах, такелаже и надстройках. Это дополнительный фактор, который влияет на опрокидывание корабля. Обледенелые надстройки “парусят” на ветру, что прибавляет проблем с управлением при шторме. Фактов гибели траулеров по причине интенсивного обледенения в мореплавании известно достаточно много.
Способы борьбы
Для предотвращения обледенения самолёты оборудуются специальными устройствами, которые защищают в полете крылья, хвостовую часть, винты, стекла кабины, другие детали.
Для защиты от наледи используются следующие методы:
- Механический – лёд разбивается физическим воздействием. Обломки спадают в набегающем потоке.
- Химический – применяются специальные растворы, меняющие температуру охлаждения. Сцепление льда с обшивкой становится невозможным.
- Тепловой – производится нагрев поверхностей до положительных температур.
Меры по борьбе с обледенением морских судов необходимо принимать перед выходом в плавание. Каждое судно должно иметь необходимый инвентарь: инструменты для скалывания наледи, страховочные пояса. На все палубные механизмы должны одеваться кожухи. Лишние предметы необходимо убрать, чтобы они не мешали передвижению команды. В период наибольшего риска обледенения морским судам лучше всего укрыться в тихой бухте.
Если обледенение все-таки произошло, необходимо произвести следующие действия:
- обработать обледенелые поверхности паром из шланга;
- сколоть лёд пешнёй, ломом;
- сбить ледяную корку мушкелем с лееров и фальшбортов;
- очистить скребком вертикальные поверхности;
- сбросить сколотые массы льда за борт.
Также для защиты от наледи с успехом применяются химические материалы, антифризы, высокопроцентный раствор соли.
Планета Земля живёт по своим законам. Человек не в силах изменить ход времени и природные явления. Стихийные бедствия были, есть и будут. Люди постоянно учатся осваивать новые горизонты, учитывая при этом действие природных сил и при необходимости корректируя вылет, меняя маршруты, обходя стороной опасные зоны.